Татарский общественный культурно-просветительный центр г.Ташкента

Заключительная часть про Ногай-Курган - места, где осели первые татары в Узбекистане.

image

0

Заключительная часть про Ногай-Курган - места, где осели первые татары в Узбекистане.

18.02.2019

Читать первую часть

Читать вторую часть

           Часть Третья. Заключительная

      С аулом связано много разных интересных событий. Также жители аула знают историю появления и распространения клубники в Туркестанском крае. Еще в 1981 г. 76-летний житель махалли Шакир-ота Исмаилов вспоминал, что у генерал-губернатора Туркестана был сад, где он выращивал клубнику, и кто бы у него ни попросил рассаду, никому не давал. Но однажды житель Ногай-Кургана тайком вынес 3–4 растения. «Разбогатеть на урожае ворованной клубники ему не удалось», рассказывали с улыбкой жители аула, но только с тех пор эта вкусная ягода распространилась не только в ауле, но и по всему краю. Тогда же среди местных жителей родилась и поговорка: «На клубнике не разбогатеешь!»

      В Ногай-Кургане побывали и поработали такие известные исследователи XIX–XX вв., как Ахмет-Заки Валиди, Петр Пашино, Николай Остроумов, Джозеф Кастанье. Останавливался в кишлаке и известный русский художник Василий Верещагин. Ему удалось сделать здесь несколько набросков и эскизов.

      Известен и такой любопытный факт. В начале 1970-х гг. из мечети Ногай-Кургана в библиотеку Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ) был увезен целый грузовик старинных книг. Муфтий САДУМ Зиявуддин Бабаханов, будучи в этом ауле, восхищенно воскликнул: «Я бы назвал это место “Ногай-Обод”!» (благоустроенный аул, освященный благодатью).

     На территории аула Ногай-Курган находится археологический памятник – холм Кугаит-тепе. Археологические исследования позволяют датировать его I в. н.э., т.е. ему около двух тысяч лет. Ценность этого археологического памятника заключается еще и в том, что он содержит культурные слои, рассказывающие нам о поколениях племен и народов периода I–XVI вв., т.е. временах, предшествовавших его заселению татарами. Прежде этот холм был весьма обширным, но и сохранившаяся часть является бесценным памятником истории Ташкента и Узбекистана. Здесь неоднократно проводились и проводятся археологические раскопки. Их вели такие известные ученые страны, как Михаил Массон, Юрий Буряков, Светлана Лунина, Замира Усманова, Маргарита Филанович и многие другие.

     Представляется, что в Ногай-Кургане можно создать туристический комплекс с филиалом Музея истории. Экспонатов для этого достаточно. Многочисленные находки древнего городища, полученные в ходе археологических раскопок, хранятся в коллекциях ташкентского отряда Института археологии АН Республики Узбекистан. Думается, жителям аула с помощью ученых под силу создать такой музей.

     Ныне татарский аул – это махалля Ногай-Курган Сергелийского района города Ташкента. В настоящее время в махалле имеется полтора десятка улиц и переулков, где проживают более 6,5 тыс. жителей. На сегодняшний день махалля Ногай-Курган своеобразный феномен, где вместе живут татары и узбеки более двухсот лет, сохраняя при этом свой язык, традиции и поддерживая связь с исторической родиной. Здесь, как и раньше, не только хорошо трудятся, но и умеют повеселиться. К примеру, на весь Ташкент славился здешний музыкант по имени Шаймат-гармончи. В ауле Ногай-Курган родился и жил известный певец, организатор и ведущий многих узбекистанских сабантуев – заслуженный работник культуры Татарстана Вилли Ахмадеев.

     Видимо, это не случайно: здесь всегда был и остается татарский дух – дух трудолюбивого, веселого и очень дружелюбного народа. Татарский общественный культурно-просветительный центр города Ташкента (ТОКПЦ) регулярно проводит экскурсии в Ногай-Курган. Жители махалли Ногай-Курган сохраняют историческое наследие своих предков. Недавно была расширена и реконструирована старинная мечеть, являющаяся памятником архитектуры Узбекистана, а также построены двухэтажная школа, новая поликлиника. Махаллинский комитет Ногай-Кургана вместе с активистами стремится сделать махаллю более благоустроенной и комфортной, с современной инфраструктурой. Примечателен такой факт: в 2010 г., участвуя в смотре-конкурсе на звание лучшей махалли, Ногай-Курган занял первое место в районе и почетное третье место по городу Ташкенту.

     Сегодня в Ногай-Кургане татары, узбеки, казахи, русские, как и прежде, живут дружно, знают историю, язык и обычаи друг друга. Они всегда вместе – в труде, в горести и радости, – таковы непреходящие традиции. Подводя краткие итоги, можно констатировать, что татары Ногай-Кургана как социальная общность на протяжении веков приспосабливались к вновь возникающим условиям, испытывая, с одной стороны, влияние иноэтнической среды, с другой – воздействие глобализационных процессов. Хотя их культура изменилась и уже отличается от культуры исторической родины, однако татары не растворились в окружавшем их населении.

Комментарии

Комментариев нет

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии