Татарский общественный культурно-просветительный центр г.Ташкента

Часть 1. ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ С ЭТНОГРАФИЕЙ (конец XVIII – начало XXI в.)

image

1

Часть 1. ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ С ЭТНОГРАФИЕЙ (конец XVIII – начало XXI в.)

11.02.2019

ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ С ЭТНОГРАФИЕЙ

(конец XVIII – начало XXI в.)

Автор: Старший научный сотрудник Института истории Академии Наук Республики Узбекистан - Ринат Шигабдинов 

 

(Часть 1)

      Жизнь татарских аулов (кишлаков) в глубинах Средней Азии, безусловно, заслуживает исследовательского внимания. Между тем в силу различного рода исторических причин данному вопросу не уделялось должного внимания. В настоящей статье освещается в историко-этнографическом контексте один из первых в регионе татарских аулов, возникший близ Ташкента на рубеже XVIII–XIX вв. Известно, что коренное население среднеазиатских ханств, как правило, называло татар - ногаями, и места их компактного проживания зачастую именовались как Ногай-Аул, Ногай-Кишлак, Ногай-Тепе, Ногай-Чура и т.д. Изучаемый аул Ногай-Курган возник как сельская махалля и на протяжении примерно двухсот лет своего существования претерпел ряд трансформаций.

      Аул зародился во времена Кокандского ханства, далее наступил период Туркестанского генерал-губернаторства и Туркестанской автономной республики, впоследствии период Узбекской ССР и, наконец, современный период - Республики Узбекистан. За это время менялся этнический состав Ногай-Кургана. Возникший как мононациональная татарская деревня, со временем аул из татарского превратился в татарско-узбекский, далее, с ростом численности коренного населения, становится узбекско-татарским, т.е. уже с преобладанием коренного этноса региона. Следует сказать, Ногай-Курган, основанный в сельской местности, при значительном расширении Ташкента, в 1980-х гг. вошел в состав города и стал городской махаллей.

      Известно, что проникновение отдельных групп татар в интересующий нас регион началось довольно давно. Достаточно отметить, что известный татарский историк Газиз Губайдуллин (1887–1937) писал в свое время: «Казанский татарин-торговец вследствие знания языка и обычаев родственных тюркских племен с XVI в. становился посредником между русской и азиатской торговлей». Имеются письменные свидетельства XVIII века о том, что татар можно было увидеть на базарах Бухары, Коканда, Самарканда, Ташкента, Хивы и т.д. Первые места компактного проживания татар появились на территории среднеазиатских ханств задолго до их завоевания Россией. История возникновения Ногай-Кургана близ Ташкента согласно обнаруженным мною архивным документам следующая: «Предки наши задолго до покорения русским оружием вышли из внутренних губерний Российской империи и поселились в селении Ногай-Курган на землях, отведенных для поселения в 1819 г. известным своей отзывчивостью на добрые дела татарским Мулла-Губаем. По мере заселения и течения времени отведенной земли для потребностей населения стало мало, так как хозяйства развились. Тогда в 1827 г. жители этого селения, обратившись с просьбой к кокандскому правителю Мадали-Хану (1822–1842 гг.) просили его об отведении им земель, необходимых для посевов, посадок, выгонов и т. п. Снизойдя этому ходатайству, Хан повелел прирезать к селению Ногай-Курган до 600 десятин земли (более 650 га), дав на это документ с приложением своей печати. С этого времени ногайкурганцы явились владельцами этой земли, оставшись там на жительство». Можно сказать, употребляя современную терминологию, кокандский хан своим законодательным документом перевел татар, живущих на территории своего ханства, из категории «де-факто», в категорию «де-юре». Подобные пожалования обычно производились из незанятых государственных земель (арабский термин: мюльк-и-хурр-и-холис – земля, свободная от налогов) или же из выморочных земельных имуществ и распространялись не только на отдельных лиц, но и на целые общества. Владельцы земель мюльк-и-хурр-и-холис не платили никаких налогов в силу особых грамот, пожалованных за разные заслуги их владельцам, освободив последних от уплаты податей.

      Приведем выдержки из текста еще одной грамоты Мадали-Хана, данной на имя татар Ногай-Кургана «…Ногаи (буквально татары. – Р. Ш.) освобождаются от уплаты “хераджа”, потанабного сбора, от подводно-перевозочной повинности, поставки рабочих для натуральных повинностей и от всякого рода налогов (вообще). …Всякая земля в указанных границах… по высказанной нами милости пусть займется (татарскими) усадьбами, местами и пашнями, да живут (татары на этих землях). Необходимо, чтобы заведующие султанскими делами и (все), принимающие на себя ответственность за действия миродержца, признав их (татар) совершенно свободными (от всяких податей) тарханами, ни одного зерна, ни одной соломинки, ни единого дирхема и ни единого динара ни под никаким видом с них бы не требовали и не причиняли бы им ни обид, ни беспокойств, дабы, живя в полном спокойствии, они занимались бы молитвою о продолжительной жизни и бесконечном счастье нашего времени. Когда (настоящий ярлык) будет скреплен благороднейшею, славнейшею и высочайшею (нашей) печатью, пусть верят (все ему вполне). Год 1254 (1838–1839 гг. – Р. Ш.) по хиджре». На подлиннике – ханская печать. 

      О возможных причинах такой щедрости есть несколько версий. По одной из них, родоначальник кишлака Мулла-Губай приехал сюда из России во времена ханского владычества. Он был гостеприимно встречен ханом. Губай не был ученым человеком, но он практически знал, как построить мельницу, починить кожу, отмерить землю, построить простую чистую избу, был очень начитан в Священном писании и, ко всему, являлся добрым человеком. Это расположило к нему хана и единоверцев, с которыми Мулла-Губай покинул свою родину. В начале он поселился в Ташкенте, затем ему разрешено было приобрести «земли в области Ногай-Кургана, на которые он и получил в то время грамоту». С того времени каждого татарина – выходца из России ташкентские власти отправляли к Мулла-Губаю, который отводил новому поселенцу усадьбу, давал работу, а затем женил, уплачивая за него калым.

      Существует и другая версия. Но о ней мы поговорим в нашей следующей статье..

      Читать продолжение: Часть 2

 

 

Комментарии

Комментариев нет

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии