Татарский общественный культурно-просветительный центр г.Ташкента

Часть 2. ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА

image

1

Часть 2. ТАТАРСКИЙ АУЛ НОГАЙ-КУРГАН БЛИЗ ТАШКЕНТА

14.02.2019

(Часть 2)

Читать первую часть

При торговле с Россией у ташкентского правителя Азизбека успешно служил толмач (переводчик) татарин Карамышев. Со временем он стал одним из приближенных людей Азизбека. Карамышев по просьбе своих соплеменников-татар обратился к Азизбеку с ходатайством о выделении для них земли. Просьба была удовлетворена, и на левом берегу канала Салар был основан Ногай-Курган.

Вот что пишет об этом ауле в своих путевых заметках 1867 г. известный востоковед, писатель, путешественник Петр Иванович Пашино: «Деревня Ногай-Кишлак расположена в нескольких верстах от густонаселенного центра Занги-ота. Состоит из сотни дворов и получила свое название оттого, что там живут семейства татар, которых называют ногайцами. Ногай-Курган примечателен тем, что это единственное место в здешнем крае, где разводят картофель». Отсюда можно сделать вывод, что именно из этого места, благодаря татарам, пошло распространение пищевой культуры, без которой невозможно представить обеденный стол любой узбекской семьи.

 В Ногай-Кургане была сооружена татарская мечеть. Здание мечети каркасное, как гласят архивные документы, не имело минарета, площадь его составляла 128 квадратных метров. На втором этаже мечети находилось отдельное помещение, в котором наравне с мужчинами молились женщины-татарки. Это было необычно и нехарактерно для среднеазиатских мусульман, такой порядок их сильно раздражал. По рассказам коренных жителей Ногай-Кургана, через десятилетия, когда в ауле в большом количестве стали селиться коренные жители, во время одной из совместных молитв, второй этаж с молящимися татарками обрушился. Подозревали, что кем-то были подпилены стойки. Так с тех пор татарки перестали совместно молиться с мужчинами.

В настоящее время здание действующей мечети сохранилось, хотя и было реконструировано. В советское время религиозные службы в этой мечети возобновились с 1945 г. и проходят по сей день.

Тогда же в Ногай-Кургане открылся и татарский мактаб, который в конце XIX века одним из первых в Туркестанском крае преобразован в новометодную школу.

Аул Ногай-Курган, располагался на берегу реки Салар. Старожилы вспоминают, что давным-давно Салар был полноводным и, чтобы переплыть его, надо было хорошо «помахать» руками. Молодое поколение таким его уже не застало. Тогда земля у реки была сильно заболочена, здесь водились дикие животные: тигры, кабаны, шакалы, лисы и др. Благодаря упорному труду жители аула осушили болота и вернули почве былое плодородие. Ногай-Курган имел широкие, прямые, обсаженные деревьями с многочисленными гнездами аистов на них, улицы, по сторонам которых располагались маленькие глинобитные дома.

Кишлак отличался самобытной планировкой, а стены домов, выходящие на проезжую улицу, были с окнами, что тогда удивляло коренных жителей. Существует и старинное кладбище со старыми захоронениями двухсотлетней давности. Большую роль в сближении ногайкурганцев с коренным населением сыграло знание татарами местных языков, общность их религии, знание обычаев, быта, уклада жизни народов Средней Азии.

 

А продолжение Вы узнаете совсем скоро в заключительной третьей части этой статьи..

Читать Заключительную Третью часть

Комментарии

Комментариев нет

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии